О клинике Новости Услуги Цены Специалисты ДМС Отзывы Контакты

Журнал "Моя Клиника"

20.11.2017

Чем опасен папилломавирус?

Науке известно больше 170 типов вирусов папилломы человека (ВПЧ). Слово «папиллома» происходит от латинского «papilla» - сосок, и обозначает доброкачественную опухоль на коже или слизистых оболочках, которую в просторечии называют бородавкой.

Большая часть из этих вирусов никак не проявляет себя в организме, другие вызывают появление обычных бородавок на руках и ступнях и передаются при контакте с кожей инфицированного человека, например при рукопожатии.

Около 40 типов ВПЧ распространяются при половых контактах. ВПЧ-инфекция – самое распространенное заболевание, передаваемое половым путем. Считается, что до 90% сексуально активных мужчин и до 80% женщин будут заражены одним или несколькими типами папилломавирусов в течение жизни.

Вирус легко передается при контакте со слизистыми оболочками зараженного партнера, в том числе при оральном сексе. Поскольку вирус передается через не закрытые латексом участки кожи, презерватив не дает стопроцентной гарантии защиты, но снижает риск заражения.

Чаще всего люди с ВПЧ не знают о том, что инфицированы, но могут заражать других. Проявления ВПЧ, например появление бородавок, встречается примерно у одного человека из десяти.

В большинстве случаев происходит самовыведение инфекции в течение года-полутора лет. Но когда иммунитет человека снижен, вирус поселяется в организме надолго, и может привести к развитию злокачественных опухолей.

Каким бывает ВПЧ

Вирусы ВПЧ передающиеся половым путем, делятся на две категории – вирусы низкого и высокого онкогенного риска.

Типы ВПЧ низкого онкогенного риска редко вызывают рак, но иногда приводят к появлению кондилом, или аногенитальных бородавок.

Кондиломы появляются на поверхности гениталий у женщин и мужчин, в межягодичной складке, а также внутри мочеиспускательного канала, вагины, прямой кишки. Плохим признаком считается образование бородавок на поверхности шейки матки – такое состояние считается предраковым, и тип вируса в этом случае значения уже не имеет.

Кондиломы бывают одиночными, но чаще множество бородавок вырастает рядом, образуя бугристую поверхность, по виду напоминающую шляпку соцветия цветной капусты. Цвет выростов - различный, обычно они безболезненны, но могут чесаться или кровоточить.

Чаще всего кондиломы растут около шести месяцев, затем их развитие останавливается. Агрессивное удаление кондилом с самого начала процесса может привести к появлению новых бородавок на месте удаленных. Иногда бородавки проходят сами, без медицинского вмешательства.

Для лечения на поверхность кондилом наносятся специальные кремы. Альтернативные способы – удаление хирургическим методом, с помощью криодеструкции (заморозки), радиоволн, электричества, прижигания лазером.

За 90% случаев появления кондилом ответственны всего два типа вирусов ВПЧ – 6 и 11. Эти типы вирусов также приводят к появлению бородавок в дыхательных путях.

ВПЧ высокого онкогенного риска иногда вызывает появление раковых опухолей. Всего известно около 16 таких типов ВПЧ. Больше всех распространены 16 и 18 типы, которые вместе являются причиной 70% случаев рака шейки матки у женщин.

В редких случаях ВПЧ высокого онкориска вызывает другие опухоли на слизистых оболочках, например рак ротоглотки, пениса, вагины или ануса. Уникальных симптомов эти опухоли не имеют. Признаки включают в себя изменение цвета слизистой, ее толщины, боль, кровотечение, появление прощупываемых уплотнений.

Анализы

ВПЧ высокого риска чаще всего не приводит к появлению бородавок. Рак шейки матки на ранних стадиях также не вызывает симптомов, поэтому женщинам важно регулярно проходить гинекологический осмотр и периодически сдавать мазок с окрашиванием по Папаниколау (этот анализ еще называют мазком на онкоцитологию или Pap-тестом).

Этот мазок забирается с поверхности шейки матки и цервикального канала, затем биоматериал изучается под микроскопом.

Исследование выявляет наличие аномальных клеток на слизистой оболочке шейки матки. Анализ не определяет наличие папилломавируса в организме. Но если результаты отличаются от нормы, врач может предположить наличие ВПЧ – частой причины таких изменений.  Иногда требуется удаление измененного участка слизистой с помощью скальпеля, криотерапии (замораживания), прижигания лазером или электричеством.

Женщинам рекомендуется сдавать мазок на онкоцитологию раз в год с момента начала половой жизни. Если вирус высокого онкориска выявлен на ПЦР-анализе – сдавать мазок нужно чаще двух раз в год.

Сам вирус папилломы обнаруживают, изучая материал мазков со слизистых оболочек методом ПЦР-диагностики. С помощью этого анализа также определяется тип папилломавируса.

Женщинам от  21 года до 29 лет рекомендуется сдавать ПЦР-анализ на наличие онкогенных типов ВПЧ раз в три года. В возрасте от 30 до 65 лет следует проводить тест каждые пять лет. Женщины старше 65 лет могут прекратить тестирование, если последние три результата скрининга в норме.

Этот анализ можно сдавать вместе с Pap-тестом или как продолжение исследования по Папаниколау, когда результаты Pap-теста неясные или отличаются от нормы. Мужчинам и подросткам исследование, как правило, не назначается.

Положительный анализ на ВПЧ высокого риска не означает что у вас рак. С таким результатом нужно посетить гинеколога и в будущем периодически сдавать анализы.

Как избежать инфекции?

Единственный способ избежать риска инфицирования ВПЧ – половое воздержание. Риск заражения снизится, если поддерживать постоянные отношения с одним партнером.

Чтобы защититься от последствий ВПЧ-инфекции требуется пройти вакцинацию в молодом возрасте. Разработано всего три вакцины, защищающие от ВПЧ: Церватрикс, Гардасил и Гардасил-9. Препараты содержат только частицы вирусов, а не вирусы целиком, и не приводят к развитию инфекции даже у пациентов с ослабленным иммунитетом.

Эти вакцины защищают человека от распространенных типов ВПЧ:

• Вакцина Церватрикс (производитель - ГлаксоСмитКлайн, Великобритания) защищает от вирусов ВПЧ 16 и 18 типа, вызывающих большую часть случаев рака шейки матки, а также провоцирующих развитие других опухолей на слизистых оболочках

• Гардасил (производитель – Мерк, США) дает защиту от вирусов 16 и 18 типа, а также от ВПЧ 6 и 11 типа – частых виновников появления аногенитальных бородавок

• Гардасил-9 (Мерк, США) защищает от 6, 11, 16, 18 типов вируса, а также менее распространенных типов ВПЧ высокого риска – 31, 33, 45, 52, 58

Желательно проводить вакцинацию от ВПЧ как можно раньше, лучше всего до начала половой жизни. В западных странах этими вакцинами прививаются дети обеих полов, начиная с 11 или даже с 9 лет. Врачи рекомендуют прививать женщин в возрасте до 26 лет и мужчин до 21 года, если они не проходили вакцинацию раньше.

Для формирования стойкого иммунитета взрослым людям требуется получение трех доз вакцины в течение шести месяцев. Детям и подросткам до 14 лет вводятся две дозы с перерывом не меньше шести месяцев.

В «Моей Клинике» вы можете сдать анализ на все типы ВПЧ высокого онкогенного риска. Если у вас обнаружили хотя бы один тип такого вируса – это повод относиться к своему здоровью гораздо внимательнее.

Также в гинекологическом кабинете проводится удаление аномальных клеток шейки матки и кондилом с помощью заморозки (криодеструкции) или радиоволнового аппарата «Сургитрон».

Обращайтесь по телефону 493-03-03 или через форму записи на нашем сайте.

Архив:

28.02.2019

УЗИ сердца (ЭХО КГ)

Эхокардиография (ЭХО КГ) – современный, безопасный неинвазивный диагностический метод, который позволяет не только оценить работу, функции сер...

25.02.2019

Как защититься от гриппа

Отвечает главный врач «Моей клиники», терапевт, кардиолог, пульмонолог Александр Глебов.

22.02.2019

УЗИ суставов

УЗИ суставов – это эффективная, безопасная диагностическая процедура, которая помогает определить наличие травм, а также различных дегенеративных изме...