Моя клиника

г. Санкт-Петербург, Адмиралтейский, Центральный районы, ул. Гороховая, д. 14/26 8.30–21.00
Сб 10.00–18.00
г. Санкт-Петербург, Московский район,
ул. Варшавская, д. 59
8.00–21.00
Сб 9.00–21.00, Вс 10.00–16.00
Ленинградская область,г. Кингисепп,
Крикковское шоссе, д. 9
Пн, Ср, Пт 9.00–16.00;
Вт, Чт 13.00–19.00

Журнал "Моя Клиника"

24.02.2015

Нерегулярный стул – безобидная физиология или грозный симптом

Блажен, кто рано поутру
Имеет стул без принужденья,
Тому все яства по нутру
И все доступны наслажденья.
А.С. Пушкин

Нормальным кишечным ритмом следует считать ежедневное опорожнение кишечника в утренние часы, приносящее облегчение. У некоторых лиц, даже при условии ежедневного питания, опорожнение кишечника может иметь двухфазное течение: первое опорожнение до завтрака, последующее после. Повышение частоты стула более трех раз в сутки расценивается как высокая частота опорожнения и у практикующего гастроэнтеролога служит критерием оценки раннего симптома избыточного питания.

В тоже время, урежение частоты опорожнения является отдельной нозологической единицей и рассматривается в западной медицинской литературе как «скрытая национальная проблема». Рост выявления онкологических заболеваний толстой и прямой кишки за последние десятилетия, безусловно, связаны с ранней её диагностикой, что обусловлено доступностью аппаратуры и уровнем подготовки персонала. В тоже время, по данным ГНЦ колопроктологии (2009г.), изменение характера деятельности человека, питания, среды обитания, эндоэкологической обстановки служат предпосылками в появлении и развитии колоректального рака. Одним из фактором риска рака толстой и прямой кишки, желчного пузыря, поджелудочной железы является кишечная аритмия.

Следует различать понятие между урежением стула и запором, и, если при первом, частота стула бывает от 2 до 6 раз в неделю, то при запоре стул может быть от 1 до 2 раз в неделю.

Причины развития нерегулярного стула в процессе жизнедеятельности человека многообразны и распространяются от алиментарного, рефлекторного факторов до электролитных нарушений, токсических или медикаментозных воздействий. «Боязнь чужих туалетов», ложный стыд, особенно в школьном возрасте, когда ребенку приходится прилюдно отпрашиваться в туалет, приводит к вынужденной задержке стула, что со временем развивает привычку подавления позывов. Перенесенные воспаления, операции на органах брюшной полости, чаще после аппендэктомий, по данным Я.М. Иванусы с соавт., (1988г.) в 40-45% случаев приводит к атонии кишечника. Наличие таких заболеваний как анальные трещины, геморрой с частыми (более трех раз в год) обострениями, сопровождающие акт опорожнения болевым синдромом, вынуждают искусственно задерживать стул, что также вырабатывает патологическую привычку. Многофакторность развития аритмии кишечника, короткий переход от острой фазы в хроническое течение, длительность состояния в конечном итоге приводит к заболеванию и к терминальной своей фазе – запору.

Нерегулярный стул, задержка его протекают бессимптомно, сопровождаются ежедневным повышением концентрации в просвете кишечника целого ряда токсических веществ, которые, проникая в сосудистое русло, действуют как нейротропный яд, отравляя весь организм, что появляется рядом неврологических симптомов: головокружением, головной болью, утомляемостью, раздражительностью, агрессивностью, в том числе и атонии кишечника. Как пример, приведем известный исторический факт, описанный А. Гулем (2006). Великий Кормчий страдал запорами, которые носили длительный характер, поэтому, когда у Мао Цзэдуна происходила задержка стула, китайская армия постоянно (днем и ночью) наступала, когда наступало опорожнение, то в Народной Армии Китая наступал праздник: заводился патефон с записями русских песен и американских фокстротов, обожаемые полководцем и начинались танцы. Болезнь не тревожит пока не разовьются возможные осложнения, такие как язвенный колит, геморрой или колоректальный рак.

Нормальная физиология пищеварительного тракта основывается на незыблемом правиле: «Ежедневное питание – Ежедневный стул», при этом именно утренняя фаза опорожнения кишечника является наилучшей для уменьшения риска запора, при условии функциональности пищи, способствующей опорожнению кишечника: овощи, фрукты, кисломолочные продукты, ржаной хлеб, рыба, каши, минеральная вода, столовые белые вина, но следует помнить, что ряд продуктов могут задерживать эвакуаторную функцию кишечника: рис, черника, крепкий чай, макароны, красные вина.

Немаловажным фактором в развитии задержки стула является также гиподинамия, недостаточный питьевой режим, увлечение медикаментозным лечением (антациды, антидепрессанты, нестероидные противовоспалительные препараты, мочегонные средства, антибиотики и др.), предпочтения в жирных мясных пищевых продуктах, которые дольше задерживаются в кишечнике, усугубляя процессы гниения, чем растительная клетчатка, приводят к накоплению в организме канцерогенных метаболитов. Об этом наглядно свидетельствует пример питания фастфудами, где пища насыщена жирными кислотами, а употребление дополнительно больших объемов лимонадов (Кока-кола, Пепси-кола, Миринда, Севенап и др.), где присутствует большая концентрация  углеводов. В конечном итоге, зависимые от вышеописанного, страдают ожирением, сахарным диабетом, у них чаще развивается язвенный колит, панкреатит.

Как же лечить кишечную аритмию?

Безусловно, принцип лечения любого заболевания, а мы выяснили, что нерегулярное опорожнение кишечника является болезнью и далеко не безобидной, заключается в комплексном и индивидуальном подходе к каждому случаю и должно быть последовательным. И без помощи самого больного, врач не справится с вроде как безобидным состоянием. В комплексное лечение входит понятие нормализации диеты, соблюдение режима труда и отдыха, строго соблюдая ритм сна и бодрствования, активизация физический активности (не путать с занятиями спортом), прибегать к медикаментозной коррекции только в случаях неэффективности всех трех вышеперечисленных факторов.

Индивидуальный подход заключается в полном выявлении и устранения причин развития нерегулярного стула. Последовательность – в выработке тактики нормализации суточного ритма кишечника, нормализации питьевого режима, диеты и двигательной активности и только потом, при необходимости, прибегать к медикаментозному лечению.

Лекарственный ряд для лечения нерегулярного стула (хронического запора) в нашей стране широк. Традиционно применяется Бисакодил, Сенаде, Касторовое масло, однако применять их длительно не рекомендуется из-за возникновения нежелательных побочных эффектов, так, по данным Федорова В.Д. (1999), применение препаратов Сенны вызывают привыкание и стойкие запоры при отмене препарата. Большинство слабительных препаратов ухудшают пищеварение, приводят к водно-электролитным нарушениям, изменяют состав микрофлоры кишечника.

Назначение слабительных препаратов должно быть строго индивидуальным, при исключении органических и воспалительных заболеваний кишечника и только при неэффективности других методов лечения, назначаться только врачом-специалистом.

Записаться на прием проктолога в отделение сети «Моя Клиника» можно на нашем сайте www.myclinic.ru или по телефону 493-03-03. Наши медицинские центры находятся по адресам: ул. Гороховая, д. 14/26 (м. Адмиралтейская) и ул. Варшавская, д. 59 (м. Московская).

Автор:  Алиев Азер Алхасович
Вернуться

Автор:

Алиев Азер Алхасович

Врач-хирург, колопроктолог, к.м.н., врач высшей категории

Архив:

07.06.2016

Нежные прикосновения рук, касания пальцев

Нет ничего дороже общего сердцебиения,
Нет ничего дороже рук по волосам.
Нет ничего дороже нежного прикосновения
И пальцев ...

03.02.2015